Карл Ясперс

1883-1969

(23.02.1883, Ольденбург, Германия–26.02.1969, Базель, Швейцария)

Крупнейший философ XX в., один из первых теоретиков в области глобалистики, который в середине ХХ в. задался вопросами о «глобальном мире», «глобальном единении», «едином человечестве», «единой судьбе», о «замыкании мира», введя в научный оборот эти и ряд других фундаментальных понятий.

Свою академическую карьеру Ясперс начинал как психолог. С 1920х гг. его профессиональный интерес смещается в область философии: он занимается историей, теорией познания, философией религии, философией политики. В 1937 г., не желая сотрудничать с нацистами, Ясперс лишился звания профессора и до окончания Второй мировой войны постоянно находился под угрозой ареста. В послевоенный период он также много внимания уделял проблемам общественного бытия, поступательному развитию истории, взаимозависимости и целостности человечества.

Ясперс по существу первым отметил, что именно Вторая мировая война по различным аспектам общественной жизни окончательно связала воедино все страны и народы мира. При этом он не только указал на целостность и территориальную замкнутость человечества в масштабах всей планеты, но и впервые по-настоящему заговорил языком глобалистики, заложив, таким образом, основы ее категориального аппарата.

«С этого момента, – подчеркивает он, – начинается мировая история как единая история единого целого. С такой точки зрения вся предыдущая история представляется рядом разбросанных, независимых друг от друга попыток, множеством различных истоков человеческих возможностей. Теперь проблемой и задачей стал мир в целом.

Одной из наиболее значимых для глобалистики работ Ясперса является «Истоки истории и ее цель»

(1948), где впервые был употреблен термин «глобальный» в том значении, как он понимается теперь, и высказано сильное беспокойство по поводу того, что когда-нибудь человеку земной шар станет тесным и ему не хватит имеющихся на планете ресурсов.

Ясперс отчетливо видел глобальную перспективу будущего человека и четко формулировал ее, когда писал, что перед людьми больше нет открытых путей, открытой для них дали. В той мере, в какой речь идет о пространстве и материи, они могут лишь двигаться по кругу. Если установится единый мировой порядок, то человеку будет грозить не варварский народ извне, а сама природа. Ограниченность ее возможностей уже в самом скором времени создаст новые исторические ситуации, предупреждал он, а беззаботность, с которой расходуются ограниченные запасы сырья, дает все основания предположить, что эти запасы со временем будут полностью исчерпаны.

Еще одно высказывание Ясперса дает основание утверждать, что на ранних периодах становления глобалистики он сыграл особо важную роль в осмыслении единства и целостности мира. В частности, он отмечал, что «создав возможность немыслимой прежде скорости сообщения, техника привела к глобальному единению. Началась история единого человечества; единой стала его судьба. Люди всего земного шара могут теперь видеть друг друга Поскольку наша планета в целом теперь более доступна людям, чем в прежние времена была Восточная Азия для Средней империи или Средиземноморский мир для Рима, политическое единство планеты является только вопросом времени. Путь развития идет, по-видимому, от национальных государств через крупные континентальные сферы влияния к мировой империи или мировому порядку».

С момента написания этих строк прошло   более полувека, и сегодня особенно хорошо видно, насколько точно были расставлены акценты в динамике перемен послевоенного мира на пути его глобализации, а уже во многом реализовавшиеся слова и теперь не потеряли своего значения и актуальности.

Ясперс поразительно предугадал динамику перемен послевоенного мира на пути его глобализации и по праву может считаться одним из первых основателей современной глобалистики.

С о ч.: Vom Ursprung und Zici der Geschichte. 3 Aufl. München, 1952; Rechenschaft und Ausblick. München, 1951; Die großen Philosophen. Bd 1–2. München, 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. München, 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung. München, 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie. Berlin, 1963; Chiffren der Transzendenz, München, 1970; Истоки истории и ее цель. М., 1991. Вып. 1–2; Смысл и назначение истории : пер. с нем. М. : Политиздат, 1991; Карл Ясперс: философская автобиография. М., 1995.

Л и т.: Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963; Karl Jaspers ; hrsg. v. P.A. Schilpp. Stuttgart, 1957; Karl Jaspers. Werk und Wirkung ; hrsg. v. K. Piper. München, 1963; Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Harnb., 1970; Типсина А.Н. Философия религии К. Ясперса. Л., 1982.

А.Н. Чумаков