purepngcom-earth-pla_edited.png

©2019 by Глобалистика.

Возникновение глобалистики и основные этапы ее развития

Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х гг. XX в., когда сначала в наиболее промышленно развитых, а затем и в других странах резко обострилась экологическая обстановка, отразившая сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее сугубо технократический характер, антигуманную сущность безудержного роста неэкологичного промышленного производства, ничем не сдерживаемого технического прогресса.

Но глобалистика как новое научное направление, ведущее исследование проблем глобального масштаба и общечеловеческой значимости, еще находится на стадии становления. Это характеризуется тем, что:

1. во многих работах преобладает описательный подход к глобальным проблемам;

2. значительное число исследований концентрируется еще на отдельных проблемах, хотя число комплексных исследований всей системы глобальных проблем намного возросло;

3. глобальные проблемы, как правило, анализируются на основе сложившейся ныне ситуации в мире, без всестороннего теоретического осмысления прошлого и возможных тенденций развития в будущем;

4. отсутствуют более или менее единое понимание генезиса, типологии, динамики глобальных проблем, их категориальное осмысление.

 

Этапы формирования глобалистики:

  1. конец 1960-х – начало 1970-х гг.

 

Глоб. проблемы: изучение космоса и охрана окружающей среды, еще не объединившиеся в целостную систему.

Форма: методологические и научно-теоретические исследования этих проблем.

Попытки междисциплинарных исследований: в преддверии Стокгольмской конференции по охране окружающей среды состоялись симпозиумы и рабочие группы по экологии, а также материалы к этой самой конференции и отчеты о ней.

   2. вторая половина 1970-х гг.

Отмечен событием: появление в рамках теории и практики глобального моделирования исследований состояния и перспектив развития мировой политики и мирохозяйственных связей в условиях углубляющихся противоречий.

Характерно: уточнение рамок объекта исследования в виде перечней и иерархических структур глобальных проблем, которые формулировались учеными различных стран, а также становление важнейших теоретических направлений.

Формируются направления:

  1. охранительное ( за сохранение ведущих тенденций доминирующей модели развития, предпочтение военного бизнеса, консервативных и праворадикальных сил).

  2. умеренно-реалистическое ( на основе идеологии всемирной солидарности, выражает устремление партий и движений по преимуществу либерального и реформистского толка).

  3. радикально-критическое (глубокий социальный пессимизм в отношении возможностей современной модели развития).

  4. социалистическое направление (широкий диапазон взглядов от социал-демократического до различных вариантов марксистского толка, связывало перспективы решения глобальных проблем с усилением социалистической ориентации развития.

    3. 1980-е гг.

 

Хар-но: снижение внимания к общетеоретическим проблемам глобалистики. Попытки строить практическую деятельность на основе принципа: «мыслить глобально, действовать локально».В СССР во второй половине 1980-х гг. – новое политическое мышление (НПМ). В мировой глобалистике появляется понятие – «планетарное политическое мышление». Причины появления:

  1. осознание того, что человечество будет длительно существовать в условиях кризиса => реальная задача – только снижение остроты.

  2. понятие НПМ связано только с полит. курсом в СССР с сер. 1980-х до нач. 1990-х гг.

  3. В историческом контексте оно оказалось лишь одним из вариантов политического осмысления глобальных взаимозависимостей. Последние десятилетия покажут, что в его содержании имело универсальное значение, а все местное, национальное обслуживает интересы конкретных социальных слоев в определенной исторической среде.

  4. Начался на рубеже 1980-х и 1990-х гг.

 

Характерно: радикально изменяется геополитическая структура мира, требующая во многом новых интерпретаций и подходов. Остро встают проблемы обеспечения глобальной безопасности.

События: Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992), на которой была принята концепция устойчивого развития.

Зарождение науки и основные этапы ее развития.

 

 Существуют два подхода к пониманию науки:

1) широкий, собирательный: вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

2) узкий: стройная, строго упорядоченная система знаний о том или ином объекте/явлении природы, общества, мышлении.

Но прежде чем наука сформировалась окончательно, она прошла ряд этапов: преднаука, Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения и Нового времени, когда наука окончательно выделилась из философии в качестве самостоятельной формы общественного сознания и вступила в тесные отношения с техникой, породив тем самым НТП.

 

  1. Преднаучный период (4000-600 до н.э.) – важное значение – накопление теоретических знаний, чему способствовало появление письменности, зарожден математики, хронометрии, технологии ремесел, медицинская практика. 4 тыс. до н.э. – Южная Месопотамия, зарождение письменности в виде клинописных знаков, в Египте появляется иероглиф. письменность, ок. 3 т.л.н. – склад. шумерская арифметика (десятичное и шестидесятеричное счисления), Египет – основы геометрии, Китай – практика  иглоукалывания, и наблюдение за затмением Солнца. На 2 тысяч. до н.э.– зачатки гинекологии и ветеринарии, позже – описание болезней. В Египте- Солнечные часы- 8 в. до н.э. – в Вавилоне предсказание затмений. Луны и Солнца, в Индии набирает силу Индийская медицина.

  2. Античный этап (6 в до н.э. – 4 в н.э.) – выход на первый план рациональных основ мышления, возникновение философии, логики, геометрии. Научное познание становится универсальным и обретает энциклопедичность. Приращение знаний в различных областях: Фалес – теоремы геометрии, Анаксимандр – географическая карта, на которой изображены Евр. и Азия. Эратосфен Киренский – способ нахождения простых чисел и вычисление окружность земного шара. Атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Аристотель – основатель формальной логики, этики, систематизировано накопленных знаний. Развитие философии – Академия Платона и Ликей, основ. Аристот.

  3. Средневековье (4-14 вв.) прогресс в арабском мире, 9 в. – трактат по химии Джабира ибн Хайяна, аль-Хорезми создает алгебру, аль-Баттани применяет в астрологии тригонометрию, Абу ар-Рази – создатель медицинской энциклопедии в 20 томах. Открытие на Востоке университетов. Первые университеты в Европе: В 11 веке в Парме (1065) и Болонье (1119) (Италия). В 13 веке были основаны Кембридж (1209) и Оксфорд (1214) в Англии, а также университет в Париже (1215), который с середины 17 века станет называться Сорбонной. В 13 веке число учащихся в Болонском университете доходило до 10 000 человек, а к концу 15 века в Европе уже 70 университетов. В России же первый университет возник только в 1725 году. Однако студентами и преподавателями Российского Академического Университета были иностранцы.

  4. Возрождение (конец 14 – начало 16 в.) - открытие новых университетов и распространение. идей гуманизма. Коперник – идея гелиоцентризма, Везалий – сочинение «О строении человеческого тела», Паре – учебник хирург. Мощный импульс развития гуманитарного и  естественно-научного знания, что привело к быстрому формированиию многих конкретных наук в качестве самостоятельных дисциплин. Выделившись из философии, они стали дробиться в процессе дифференциации научного знания.

  5. Новое время (17-18 вв.) - наука складывается как самостоятельная область знаний, особая форма мировоззрения – открытие Ньютоном законов классической механики.

  6. Сегодня наука стала явлением глобальным: университеты во всем мире, конгрессы и т.д. НТР – всемирное явление.